Главная arrow Статьи arrow Альпинизм и скалолазание arrow "Honey" поездка на Казбек

"Honey" поездка на Казбек

Версия для печати
Написал(а) Владимир Каширин
14.09.2016

Команда Пролетели зима и весна, наступало лето, а планов на сезон так и не просматривалось. Собраться с друзьями так же не получалось, все были чем-то заняты. Тем не менее, был дан клич - Все в новую баню, и ура! все собрались. Погрелись, выпили не по одной чашке «чая» и начали...

обсуждать свои планы на ближайшее будущее. Выясняется:

• Даня летит в Перу
  • Кэп отправляется встречатся с друзьями в Альпах
  • у Лиса дети, он пропускает (хотя дети у всех, точнее почти у всех)
  • и только у Игорька есть возможность вырваться на 8-10 дней и идея съездить в Грузию на Казбек.

На том и порешили едем на Казбек, далее если остается время знакомимся с Грузией и купаемся в море. Начали подгонять все дела на работе и дома. Пока решали организационные вопросы билеты на самолет подорожали и стали стоить порядка 300 баксов, на паром из Ильичевска в Батуми – 100 баксов в одну сторону (плыть двое суток) если еще машину +350 баксов. Приняли решение едем на машине, выезд 9 июля, в России бензин дешевый, АИ-95 порядка 38 руб./литр. Наш маршрут - Харьков, КПП Чугуновка, Россошь, Ростов, Владикавказ,Тбилиси, Батуми не менее 2000 км в одну сторону, а до п. Степанцминда (ранее Казбеги) порядка 1400 км.

След нашего путешествия

Но оказалось не все так просто. По прогнозам всех сайтов, погода в районе Казбеги, включительно по 12 июля, сплошные дожди, и лишь появляется солнечный день 13 июля, а далее погода опять меняется. Кроме этого, из-за дождей, на единственной открытой дороге между Грузией и РФ сошел сель возле КПП Казбеги и дорогу закрыли. Мы просматривали ежедневно сводки по КПП Верхний Ларс (смотрели тут), где 7 июля сообщили, что проезд открыли сначала для полноприводных легковых машин, а с 8 числа и для всех остальных.

Итак, 9 числа мы уже в машине, трогаемся в путь. Дорога Печенеги-Приколотное-Чугуновка, просто кошмар, там не ямки, а «канавы», по-видимому это как раз из тех самых не отремонтированных 4%, про которые вещал кабмин незадолго перед нашим отъедом.

Первая остановка КПП Чугуновка, проходим два пункта пропуска за 2 часа, отношение сотрудников хорошее, очередей нет, в виду отсутствия дороги к КПП. Далее до ростовской трассы спокойная, узкая, советская дорога, местами с колеей, но без ям. Так же обнаружили, что во многих населенных пунктах нет заправочных станций и мы на последнем издыхании выехали на трассу «Дон». Где начали наше знакомство с "особенностями" ПДД этой самой трассы: на всем участке до Ростова, а это порядка 300 км, фуры едут в левом ряду, желающие совершить маневр опережения вынуждены делать его в правом (возможно в России новые правила!!!).

Меняясь за баранкой, мы ранним утром проехали Пятигорск, далее нас впервые остановили на КПП перед Нальчиком и КПП перед Владикавказом. Останавливают все или почти все машины, проверяют аккуратно вещи, документы через компьютер, достаточно вежливо. В 7 утра мы подъехали к очереди на КПП Верхний Ларс, вот вэб камеры онлайн, обновляются каждые 20 минут. Что сказать, простояли шесть часов, вот наша очередь.

Черга

Заметим, что на вэб камерах не видно длины очередей ни с одной стороны, обе камеры находятся за поворотами!!!

Далее КПП Казбеги, затраченное время на оформление 8 минут и мы в Грузии. Через 20 минут мы были в п. Казбеги (высота 1744 м), где нашли гостевой дом (рекомендуем), в котором и остановились на ночь. Погода, как и было по прогнозам – пасмурно, дождь.

GuestHouse
Вид из нашего окошка

Отоспавшись после дороги, собрав необходимые вещи, мы тронулись вверх. Сначала по крутой тропе мы поднялись к Гергетской церкви (Гергетис Цминда Самеба) построенной в XIV веке, посвящена Святой Троице (высоте 2170 м). Здесь перед очередным дождиком встретили руководителя Одесских сборов - Мстислава Горбенко (по словам М. Горбенко - альпклуб «Одесса» провел сборы в красивом и перспективном районе Чаухи (со слов участников не таком уж и перспективном), его обязательно стоит посетить), а сейчас часть его сборов пошла на Казбек. Вид на тропу, которая ведет на перевал.

Вид на тропу от церкви

Далее под легким дождиком, поднялись на перевал Саберце, на верху дождь усилился, появился сильный туман дошли до первой хорошей зеленой стоянке с водой (высоте 2800 м). Утром увидили, что до стоянок за рекой мы не дотерпели порядка 1 км. Переход занял около 4 часов.

Дождь

Собравшись не спеша утром, мы тронулись в путь. Прошли стоянки у реки, подошли к языку ледника Гергети. И "медленно и печально" поднялись по центру ледника и далее под сгущающимся туманом вышли к метеостанции (высоте 3650 м). Переход занял не более 3 часов.

Метеостанция
Соседние вершины

Высота начала чувствоваться. Пока чистили площадку от снега, ветер начал раздувать тучи, погода спешила меняться в хорошую сторону. Завтра 13 число и прогноз же ж обещал как-никак, что этот день возглавит окно хорошей погоды. Поставив палатку и немного перекусив, мы вышли на прогулку вверх. Дойдя до высоты 4000 м, приготовили вкусного чаю со слащами, посмотрели по сторонам и вернулись вниз. Этой ночью похолодало, тент палатки покрылся льдом.

С утра погода солнечная, без ветра, как и обещали по прогнозу. Оставив часть наших вещей, мы перенесли лагерь на самые верхние бесснежные ночевки (высота ~ 4200 м). Переход занял около 2 часов.

Штурмовой лагерь. 4200
Штурмовой лагерь.
Команда

На ночевках мы встретили большую группу Одесситов (групповое восхождение 17 человек), которые только что спустились с горы. Уставшие но довольные, они начали быстро готовиться к спуску вниз, в деревне их дожидался автобус к парому в Одессу. Мы же в свою очередь пошли на прогулку до высоты 4500 м. Отсюда открывается прекрасный вид на ледново-снежные просторы и начало тропы на Казбек (тропа обходит с левой стороны). Вечером и ночью высота продолжала чувствоваться ("характерно подташнивало").

4500
Разведка 4500
Путь вниз

Услышав ориентировочно в 3 часа, что мимо нашей палатки началось интенсивное движение восходителей (свой будильник мы благополучно проспали), которые вышли с метеостанции, мы начали собираться и помчались догонять неспеша вышли в путь. Впереди нас было 10-12 человек. После 4500 мы связались ("Здесь много закрытых трещин!!!" - сказал нам инструктор-грузин), тропа подворачива "винтом слева" неспеша обходила Казбек и медленно поднималась вверх.

К вершине
Южные склоны
На ключе

Ориентировочно на 4700 задул небольшой ветерок, посыпал сдуваемый сверху снег (снежная крошка), который мгновенно засыпает следы, маршрут становился заметно круче. Оставив по одной палке и достав ледорубы, мы задорно шагали продолжали уверено брести вверх. чувство высоты многократно усилилось. После очередного 50 метрового взлета мы на перемычке, ориентировочно 4900 м. Еще немного усилий и мы на вершине 5033 м. Красота, народ ликует, фотографируется.

Вершина
Вид на ГКХ до Эльбруса

Далее спуск к нашей палатке обгоняя на бегу спускающихся альпинистов, отдых, сбор вещей и спуск на зеленку ниже ледника. Спускаясь от метеостанции , мы впервые увидели, что ледник изрядно открылся и практически весь снег, по которому мы поднимались как ежики в тумане несколько дней назад, успел растаять.

«Выспавшись» то и дело гоняя животных (ночью о палатку изволили чесаться лошади) мы продолжили наш спуск вниз, в гостиницу.

Вова и звери
Звери и Игорь

Отдохнув внизу, начали думать, что делать далее. По плану у нас была ознакомительная поездка по Грузии: Мцхета, Тбилиси и море в Батуми. Но у нас обоих одновременно родилась мысль, не съездить ли нам на Эльбрус. Самочувствие нормальное, да и есть хорошая акклиматизация. Прикинув оставшееся время на переезд и т.д. должно было все получиться. Но, прогноз погоды спас от неминуемого фиаско, на всех сайтах дожди и ветер. Таким образом мы поехали по культурной программе Тбилиси, Батуми. По дороге встретили: интересный источника воды, горнолыжный курорт Гудаури (посмотрели подъемники и склоны), полюбопытствовали крепостью Ананури (XVI век-XVIII век), искупались в водохранилище.

Источник
Внутренний двор крепости Ананури
Башня

Проехали для быстрого ознакомления по центральной набережной Тбилиси в двух направлениях с разных сторон речки и прогуляли пару часов по Тбилиси.

Река Кура. Центр Тбилиси
На мосту

Далее наш путь был пролегал в сторону Батуми. Сначала около 120 км по хорошему автобану (во всех направления выжженная солнцем земля, нет ни магазинов, ни заправок, ни кафешек), затем около 100 км по горной местности спускаешься в район Кутаиси. По широкой долине с множеством поселков мы добрались на побережье Черного моря. На развилке между Поти и Батуми нас застала темнота, хозяюшка небольшой лавки подсказала как пробраться к моря (около 200 м), где и был поставилен пляжный бивак. Искупались, поели и завалились отдыхать. В этом месте берег достаточно грязный, море во время шторма выбрасывает мусор: палки и много разного пластика. Наверное, мусор время от времени собирают, вдоль берега нашлось множество кучь из палок и прочего хлама, но этого явно недостаточно.

Табор на морi

Поехав на следующее утро в сторону Батуми, через 1 километр, мы переехали большую речку Супса и стало понятно откуда берется мусор и пресномть воды в море. Далее стал появляться Батуми.

Вид на Батуми

Мы прогулялись по набережной вокруг центральной и строящейся современной части города (на схеме зеленая часть), искупались, перекусили в Турецком ресторане.

Карта
Выход на набережную
В центре
Озеро в центре Батуми

Запрыгнули в нашу машину и отправились в обратный путь. По плану было доехать в п. Казбеги, переночевать, и с утра подъехать на КПП Казбеги. Но наши планы были коварно разрушены, на спуске за Гудаури, на посту полиции в районе 9 часов вечера стали останавливать все машины с иностранными номерами и машины с грузинскими номерами из других регионов. Там нас продержали без воды и еды до 6 утра, что иначе как свинство назвать не получается. Ночью появился второй ряд машин из хитрых, далее третий из особо хитрых и крутых, а особо, особо хитрых полицейские так же не пропустили и поставили на отстойники с правой и левой стороны дороги. Я Игорю вечером сказал, что утром будет «формула 1», старт с поул позишн. Так и случилось, в половине шестого начали заводить и прогревать машины, около шести полицейский взмахнул жезлом аки девчина шалью и понеслись... Пропустив первыми с нашего "правильного" ряда порядка 10 машин, стали стартавать и остальные. Гонки началась, рев двигателей, скрежет тормозов... гонка протяженностью 20 км. Мы приняли ради интереса и азарта в ней участие только до п. Казбеги, поскольку нам нужно было забрать в гостинице благоразумно забытые очки. На КПП Казбеги (участники первого заезда гонки уже проехали, остальные еще подъезжали), наш переход занял порядка 10 минут, далее КПП Верхний Ларс занял около 2-х часов и мы в России.

На обратном пути воспользовались приглашением заехать к друзьям в Таганрог, посидели, поговорили и с утра в путь. К обеду мы подъехали на КПП Чугуновка, еще один час и мы в Украине. Дорога радостно сообщала, что вот мы и дома без перерыва подбрасывая путешественников успевших отвыкнуть от "родных" ям. Поскольку дорога от Печенег до Чугуновки была убита полностью, мы решили поехать по другой дороге, через Приколотное на старый Салтов. Ну что вам сказать, все те же 4%. На будущее остался третий вариант Волчанск - Приколотное, возможно повезет!!!!

P.S. В Таганроге взяли на борт бидончик чудесного майского мёда!!! "О этот славный город Таганрог, твой мед прекрасен"...